Информация о формах проведения вступительных испытаний
  

Информация о формах проведения вступительных испытаний

 

 

Информация о формах проведения вступительных испытания

 

В соответствии с перечнем вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации, проводятся вступительные испытания при приеме на обучение по следующим специальностям среднего профессионального образования:  29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изделий легкой промышленности (по видам),  44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, , 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Вступительные испытания по специальности среднего профессионального образования 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изделий легкой промышленности (по видам) проводятся в письменной форме, в виде рисунка представленного предмета или набора предметов.

Вступительные испытания по специальностям среднего профессионального образования:   44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании проводятся в устной и письменной форме: чтение наизусть отрывков из литературных произведений и написание эссе.

Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе. Зачет выставляется на основе суммы баллов, набранных абитуриентом. Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей и профессионально-значимых личностных качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам. 

  

Общие подходы к организации вступительных испытаний

 

Вступительные испытания при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования проводятся при поступлении на профессии/специальности, требующие у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

Педагогическая профессия относится к профессиям социального типа, в центре внимания которых находится Человек. Для данного типа профессий требуются устойчивая мотивация на работу с детьми, потребность в общении, эмпатия, способность понимать намерения, поведение, настроение других людей, разбираться во взаимоотношениях, организаторские и коммуникативные способности. В связи с этим необходим отбор поступающих, выявление наличия определенных психологических качеств, характерологических особенностей личности, предрасположенности к работе с детьми.

Областью профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы СПО с присвоением квалификаций воспитатель/учитель/педагог являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы. Видом профессиональной деятельности будущих выпускников определена педагогическая деятельность.

Вступительные испытания проводятся с целью выявления готовности поступающих осваивать основные образовательные программы СПО по педагогическим специальностям:44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Для поступающих на бюджетные места, а также на места по договорам с оплатой стоимости обучения проводятся одинаковые вступительные испытания.

Вступительные испытания для поступающих в техникум для освоения программ педагогической направленности на базе основного общего образования и среднего общего образования проводится в письменной и устной форме.

Результаты вступительного испытания оформляются протоколом.

Оценка результатов вступительных испытаний осуществляется по зачетной, включающей критерии оценивания, определяемой положением о вступительных испытаниях.

Успешное прохождение вступительных испытаний подтверждает наличие у поступающих определенных творческих способностей, психологических качеств, необходимых для обучения по соответствующим образовательным программам.

 

Организация и проведение вступительных испытаний

 

Вступительные испытания при приеме на обучение по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах,44.02.04 Специальное дошкольное образование, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образованииносит профориентационный, мотивирующий характер: раскрывать специфику педагогической деятельности, формировать профессиональный интерес к освоению педагогической профессии, ориентировать поступающих на ответственный выбор специальности.

Вступительные испытания проходят в период с 10июля по 15 августа и проводятся в несколько этапов по мере формирования экзаменационных групп из числа лиц, подавших документы.

Для лиц, участвующих в конкурсе, засчитывается в качестве результатов вступительных испытаний результаты вступительных испытаний на одну из указанных специальностей, которая, согласно заявлению поступающего, является приоритетной при выборе специальностей/профессий.

Вступительные испытания включают два этапа: 1 этап: написание эссе; 2 этап: творческое испытание.

Оба этапа вступительного испытания для поступающего проводятся в один день согласно расписанию вступительных испытаний.

Поступающие выполняют оба этапа вступительного испытания в аудиториях техникума.

 

Первый этап вступительного испытания

 

Предлагаемые в 2023 году темы вступительного испытания в форме эссе: «Миссия современного педагога», «Мой любимый учитель (педагог)», «Я – педагог: взгляд из будущего», «Что меня привлекает в профессии педагога?».

Письменная работы (эссе) выполняется по одной из тем по выбору поступающего.

Объем и требования к написанию эссе определяются в соответствии с требованиями школьной программы: количество слов в эссе: от 120 до 150 – для поступающих на базе основного общего образования, от 150 до 200 – для поступающих на базе среднего общего образования.

 

Критерии оценивания эссе

Критерии оценивания

Баллы

Наличие обоснованного ответа:

 

Поступающий привёл рассуждение на выбранную тему. Фактических ошибок,

связанных с пониманием темы, нет.

1

Поступающий привёл рассуждение на выбранную тему. Допущено одна и более

фактические ошибки, связанные с пониманием темы, или тема не доказана, или дано рассуждение вне контекста задания, или тема доказана на бытовом уровне.

 

0

Наличие примеров-аргументов:

 

Поступающий привёл один аргумент, верно указав их роль в тексте.

1

Поступающий не привёл аргументы.

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала:

 

Работа поступающего характеризуется смысловой цельностью, речевой

связностью и последовательностью изложения.

1

В работе поступающего просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

 

0

Грамотность:

 

Соблюдение орфографических норм:

 

Орфографических ошибок нет (ИЛИ допущено не более 2 ошибок)

1

Допущено три и более ошибок

0

Соблюдение пунктуационных норм:

 

Пунктуационных ошибок нет (ИЛИ допущено не более 4 ошибок)

1

Допущено пять и более ошибок

0

Соблюдение грамматических норм:

 

Грамматических ошибок нет (ИЛИ допущено не более 2 ошибок)

1

Допущено три и более ошибки

0

Соблюдение речевых норм:

 

Допущено не более трех речевых ошибок

1

Допущено четыре и более ошибок

0

Максимальное количество баллов:

7

 

Результаты вступительного испытания оформляются протоколом, в котором фиксируются результаты в баллах.

Общая продолжительность испытания в форме написания эссе:  90 минут.

 

 

Второй этап вступительного испытания

 

Творческое испытание проводится в форме  выразительного прочтения наизусть литературных произведений. Перечень рекомендованных к прочтению литературных произведений представлен в Приложении 1.

 

Критерии оценивания форме  выразительного прочтения наизусть литературных произведений

Критерии оценивания

Баллы

Знание произведения

 

Нет ошибок, «запинаний» или замены слов

1

Допущено более трех ошибок, «запинаний» или замены слов

0

Четкость, внятность прочтения

 

Высокий уровень дикции и отчётливое произнесение окончаний слов

1

Допущено более трех ошибок в дикции

0

Интонация

 

Точно выделены перечисления, конец предложения, соблюдены паузы и т.п.

1

Частично отсутствует интонационная выразительность

0

Эмоциональность

 

Ярко выражена эмоциональность

2

Эмоциональность выражена недостаточно ярко

1

Эмоциональность не выражена

0

Максимальное количество баллов:

5

 

Результаты вступительного испытания оформляются протоколом, в котором фиксируются результаты в баллах.

В рамках второго этапа испытания после прочтения литературного произведения члены приемной комиссии, проводящие испытание, вправе задать до трех вопросов в целях оценки культуры устной речи и способности абитуриента быстро и точно формулировать свои мысли.Перечень примерных вопросов представлен в Приложении 2.

 

Лица, не явившиеся на вступительные испытания по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к ним в параллельных группах, на следующем этапе сдачи вступительных испытаний, дополнительных вступительных испытаний или индивидуально до их полного завершения.

 

 

 

Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

При необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в приемную комиссию предъявляют документ, подтверждающий инвалидность или ОВЗ, требующие создания указанных условий.

Инвалиды и лица с ОВЗ при поступлении сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:

?вступительные испытания проводятся для инвалидов и лиц с ОВЗ в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ОВЗ, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

?присутствие ассистента из числа работников образовательной организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

?поступающим предоставляется инструкция в печатном виде о порядке проведения вступительных испытаний;

?поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;

?материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ОВЗ:

а) для слепых:

?задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

?письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых или надиктовываются ассистенту;

?поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

?обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

?поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

?задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих:

?наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

?письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

?по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Перечень рекомендованных к прочтению наизусть литературных произведений

 

1.     Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны» - по выбору).

2.     Г. Р. Державин. Памятник.

3.     А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк  (по выбору).

4.      А. С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок по выбору, например, «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

5.     М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Родина. Пророк.

6.     С. А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу…». «Отговорила роща золотая…» (по выбору).

7.      М. И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…». «Мне нравится, что вы больны не мной…»(по выбору).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Перечень примерных вопросов для второго этапа испытания

 

1.     Почему вы выбрали данное произведение для прочтения наизусть?

2.     Что для вас является наиболее значимым в данном литературном произведении?

3.     С какой целью Вы идете учиться на педагогическую специальность? Обоснуйте.

4.     Назовите Ваши самые главные профессионально личностные качества.

5.     Расскажите о Вашем режиме дня?

6.     Чем Вы увлекаетесь?

7.     Связаны ли Ваши увлечения с будущей профессиональной деятельностью?

8.     Расскажите о Ваших наиболее значимых успехах (Победы и призовые места в школьных, городских, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, чемпионатах, конкурсах, наличие у поступающего Знака отличия ГТО, полученного не раньше последнего года обучения в школе за сдачу нормативов в своей возрастной группе).

9.     Назовите 3 Ваших любимых произведения русской художественной литературы.

10.  Педагогическую профессию считают творческой. Почему?

11.  Вы приготовили интересную презентацию к уроку (занятию), но она не включилась. Что будете делать?

12.  Задание: придумать предложение из четырёх слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К.

13.  Назовите пять прилагательных, которыми вы можете описать себя.

Другие вопросы на усмотрение приемной комиссии.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.05.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»